читать дальше
Основная мысль такая: карта разделена на регионы, на которых отмечено максимальное население (в человечках, так сказать – обычно 1-3).
Регионы бывают сельскохозяйственно бедные, обычные и богатые. Каждый год (в конце хода, после совершения действий) регион производит пищу на d6 за человека, к примеру: бедный – на 1-2 ничего, на все остальные – 1 единицу, обычный – на 1-ничего, на 2-5 – 1 единицу, на 6 – две единицы, богатый – на 1 – ничего, на 2-4 – 1 единицу, на 5-6 – две (т.е. кидать три пачки дайсов максимум, за людей обитающих в каждом типе регионов).
В конце хода при наличии излишков еды, кидается d6 для каждой территории, не достигшей предельного населения, на 6 число жителей увеличивается на 1.
Предметы роскоши используются для содержания местной аристократии в регионах (аристократия – те же дружины которые могут использоваться как в обороне так и набегах, можно как поддерживать ее существование, так и избавляться добиваясь большей централизации – должны быть как свои плюсы так и минусы). Железные шахты на территориях - могут использоваться для поддержания повышенной боевой мощи войск или в сельскохозяйственных целях (каждый ход можно, скажем, распределить три единицы железа, за каждую увеличивая силу войска или отменяя брошенную единицу на неурожай).Соответственно в начале хода объявляются действия – можно совершить скажем до двух набегов или один поход. Набеги на территорию имеют целью грабеж и угон населения (которое расселяется на соседние «свои» территории), походы – то же самое, но в больших масштабах (более одного региона за раз) и могут иметь последствием подчинение региона. В набегах принимает участие дружина/аристократия, в походах – в т.ч. и население (снятое со своих территорий, т.е. не принимающее участие в производстве пищи). В зависимости от характеристик держав / действующих бонусов определяется, успевает ли противная сторона отреагировать и собрать войско. Победитель в сражении определяется по силе войск, при этом и победитель и проигравший кидают дайсы на определение потерь («рассеявшиеся», «угнанные» и пр.)
Присоединение территорий обычно бывает значительно сложнее, чем просто совершение набегов.
Кроме этого, имеются карточки действий/событий, как берущиеся и играемые игроками (на себя – положительные, на других –
отрицательные вроде мятежей и эпидемий, могут быть такие которые можно играть для союзников) так и открываемые каждый ход (возможно комбинация – территория – событие). Число применяемых карт в ход определяется развитостью двора, который в свою очередь чем круче тем больше потребляет ресурсов в ход, и тем хуже последствия когда на него не хватает ресурсов.
Имеются правила на престиж (генерируемый по числу предметов роскоши-городов-прочему), что дает титул Великого Царя и бонусы при отношениях с другими цивилизациями, возможность собирать дань с соседних нейтралов и т.п.