It's as true today as when I started adventuring: "When in doubt, set something on fire"
Продолжая читать Рунга, собственно стало любопытно. Судя по описанию - хотя книга не о том, конечно - в большинстве случаев прямые столкновения персы (обобщенно, включая в себя и подчиненные народы) грекам сливали, как на суше так и на море. Не всегда, конечно же, но как-то явно часто. Интересно, почему, вообще говоря? В плане организации войск, военного дела, прочего.
(Для человека, не особенно упарывающегося в тему, весь конфликт пожалуй сводится к короткой цепочке "Марафон-Фермопилы-Саламин-Платеи-ой-анабасис-Александр Македонский-упс", но эпические и мифологизированные превозмогания не очень позволяют дать внятные ответы.)
(Для человека, не особенно упарывающегося в тему, весь конфликт пожалуй сводится к короткой цепочке "Марафон-Фермопилы-Саламин-Платеи-ой-анабасис-Александр Македонский-упс", но эпические и мифологизированные превозмогания не очень позволяют дать внятные ответы.)
Возможно, более важно то, что для Персии в целом большую часть времени конфликты с греками были сильно менее значимы, чем наоборот, и не уверен, насколько качество персидских войск в Малой Азии соответствовало среднему по больнице, и да, дипломатия и подкуп там были более предпочтительным инструментом - тут не вопрос, но меня интересовал чисто военный аспект сравнительного устройства армий и ведения боевых действий (без, опять-таки, поправок на гениальность Александра и общий апгрейд армии, обеспеченный его отцом). Есть ли какие-то исследования именно на эту тему внятные?
Что касается перекоса источников - тут да. А что, собственно персидские архивы того периода (что столичные, что в сатрапиях) не сохранились?
Персидские источники не только не сохранились естественным путём, но и уничтожались. Например при разрушении Персеполя. То, что было спасено, скорее всего, не переписывалось, не копировалось многократно, как те же греческие источники. Западная средневековая цивилизация, которая и донесла до нас большую часть источников по теме, переписывала то, что ей было понятно - греческую и римскую литературу. Исламский средневековый мир не горел желанием сохранять уже ставшее чуждым. В странах же ближайших регионов, куда попали источники побитые временем, они видимо тоже привлекли очень не много внимания. В итоге дошли фрагменты. Отсюда и вечная проблема эллиноцентричности почти всех исследований. Как-то так.